«Тысяча мудрых страниц»

Для учащихся 3 класса МОУ «Паспаульская СОШ» библиотекарями Паспаульской модельной библиотеки подготовлен библиотечный урок «Тысяча мудрых страниц». Цель мероприятия- познакомить детей с некоторыми словарями русского языка, немного рассказать об истории их создания, научить работе со словарями.

Учащиеся 3 класса были приглашены на библиотечный урок по знакомству со словарями не случайно. В связи с введением в школе новой образовательной программы Виноградова, дети уже с второго-третьего класса обращаются за помощью к словарям, но, зачастую, не знают, что словарей русского языка много, и каждый содержит лишь определенную информацию о слове. Мы решили восполнить этот пробел.

В первой части нашей встречи мы рассказали немного об истории создания каждого словаря, обозначили область применения, выделили методы работы. Для ознакомления мы использовали следующие словари: «Энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона», «Словарь русского языка С. И. Ожегова», «Современный словарь иностранных слов», «Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля», «Орфографический словарь русского языка для школьника», «Слитно или раздельно?».

Вторая часть занятия была посвящена практическим занятиям. Ребята распределились на две группы, каждая из которых получила карточки с заданиями и словари. На карточках были набраны отрывки из знакомых с детства стихотворений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто. Стихи-то дети узнали, а вот значение выделенных слов ЩЕГОЛИХА, ЛИХО, КУБАРЕМ, ЧЕМОДАН, САКВОЯЖ, ЧУЛКИ, ГАМАШИ и других объяснить не смогли. Пришлось прибегнуть к помощи словарей русского языка. Ребята самостоятельно выбирали нужный им словарь, находили в нем значение выделенных слов, выписывали на листок.

В заключении нами было предложено высказывание Анатоля Франца о словарях «СЛОВАРЬ- ЭТО ВСЯ ВСЕЛЕННАЯ В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ».Первое слово высказывания мы зашифровали в кроссворд. Чтобы прочесть слова выдающегося французского писателя, нужно было ответить на вопросы кроссворда. Ребята отгадывали что является предметом изучения словарей; в каких словарях дается значение слов; порядок букв, по которому располагаются слова в словарях; как называется отдельная глава в словаре, посвящённая одному слову и т. д. Из ответов на эти вопросы на доске сложилось слово СЛОВАРЬ, и ребята с удовольствием прочли высказывание Анатоля Франца.

Будем надеяться, что знания и умения, полученные на нашем мероприятии, ребята будут использовать в своей дальнейшей учебе.