Народный праздник «Кузьминки»

kosna-damian14 ноября по народному календарю отмечают праздник  Кузьма и Демьяна. Кузьминки.

День Кузьмы и Демьяна был крестьянским праздником завершения молотьбы. Он начинался с принесения петуха в жертву овиннику-хранителю овина, который, по поверью, сушил зерновой хлеб. В этот день готовилась каша из зерен нового урожая, благодаря чему Кузьму и Демьяна называли «кашниками». Устраивалась деревенская братчина с домашним пивом. С утра все пожилые мужчины и женщины варили пиво у себя дома, а под вечер большаки со своими хозяйками ходили по гостям «для пира». Парни делали свою братчину. Гулянье, но без вина, было и у девушек-невест.

Вечером девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» (братчину) и зазывали так: «Матушка Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! Кузьма-Демьян по сеням ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!»

Для празднования «Кузьминок» заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Особенностью сбора продуктов было то, что хотя бы часть из них должна была быть похищенной у кого-либо. Веселились на Кузьминках до нескольких дней.

На Кузьминки девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила обрядовую еду для семьи и угощала всех. Утром на голодный желудок съедали круто сваренное яйцо, чтобы оградить тем самым себя от бесплодия (яйцо считается символом магических сил плодородия). Среди обязательных блюд была куриная лапша: «На Кузьмодемьяне курицу на стол».

После угощения начинались «поцелуйные» игры молодежи. Играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре.

Кроме игр, на кузьминских вечеринках принято было танцевать и петь песни.

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» – воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось. На второй день наряжались во все красное – цвет брака, солнца, жизни. Красный цвет Кузьминок символизировал осенний свадебный сезон. Поэтому в народе говорили: «Кузьма-Демьян пришел – на свадьбу повел!». Известно множество свадебных песен с припевом: «Ты, святой Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку крепкую, лепкую!»

Вечером в последний день Кузьминок исполнялся обряд «Свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна», который заключался в следующем: девушки изготавливали чучело – набивали соломой мужскую рубаху и штаны, приделывали к ним голову. Надевали на чучело «чапан» (верхнюю одежду из сукна), опоясывали его кушаком, обували в старые лапти. Затем происходило «потешное венчание» – чучело усаживали посреди избы и «женили Кузьку» на одной из девушек; затем укладывали его на носилки, уносили в лес, где его раздевали, разрывали на части, плясали на соломе, оставшейся от чучела, а потом сжигали ее.