Исследования

Результаты библиосоциологического исследования «Ребенок и книга».

В анкете для читателей — детей было поставлено 10 вопросов по теме исследования. Вопросы в анкете дополняют друг друга и служат решению поставленных задач. Данные, полученные в результате анкетирования, обрабатывались вручную. Сотрудниками МУК БИЦ  проведено анкетирование с целью изучения проблем чтения детей в современном информационном обществе, а также изучения приоритетов в чтении детей.

В исследовании приняли участие 68 человек в возрасте от 7 до 11 лет (из них 39 ребенка женского пола, 29 -мужского).

По результатам анализа анкетных данных выяснилось, что в свободное время на первом месте у детей стоит:

  1. общение с друзьями — 28%,
  2. чтение книг — 24%,
  3. компьютерные игры — 22%,
  4. прослушивание музыкальных записей — 15%,
  5. дети проводят своё свободное время у экранов телевизоров — 11%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Респонденты посещают библиотеку:

  1. почти каждый день или чаще одного раза в неделю — 30 %,
  2. ребята приходят в библиотеку один раз в неделю — 23 %,
  3. посещают библиотеку только тогда, когда «что-то нужно»- 19 %
  4. ребята ответили, что бывают в библиотеке один раз в месяц — 17 %,
  5. и лишь один раз в год приходят в библиотеку — 11 % читателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее авторитетны при выборе книг рекомендации:

  1. компетентны рекомендации при выборе книг библиотекаря 22 %,
  2. учителей – 22%,
  3. детей полагаются на свой вкус — 20 %,
  4. к мнению друзей прислушиваются -19 %
  5. советы родителей – 17 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир развивается, меняются читательские предпочтения, развиваются новые литературные традиции. То, что читают современные дети сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества.

Интересны вопросы анкеты о предпочтении в чтении.

  1. предпочитают классику, сказки, детективы и поэзию — 33 %,
  2. познавательное чтение находится на втором месте – это книги о природе, животных и путешествиях — 32%,
  3. далее идут развлекательные книги– это произведения в жанре фэнтези, «ужастики», а также смешные, развлекательные книги — 27%,
  4. завершающее место в чтении ребят занимают книги о взаимоотношениях сверстников друг с другом — 8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение для детей — это:

  1. чтение помогает в учёбе — 38 %
  2. детей чтение – это познание нового — 36 %,
  3. отдых и развлечение — 26%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что же читают наши дети? На вопрос «Самая любимая книга» дети ответили следующим образом:

— наибольшее количество голосов набрали книги К.Матюшктной «Приключения кота да Винчи»  и Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и другие произведения, русские народные сказки;

— на следующей ступеньке расположились «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Приключения Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф;

— книга А. Волкова «Волшебник изумрудного города» занимает третье место по популярности. Часто называют в анкетах ребята книги Г.Александровой, А. Толстого и М. Твена. В числе любимых книг также «Сказки» А. С. Пушкина, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Пеппи Длинныйчулок» А. Линдгрен.

Любимыми литературными героями для детей младшего школьного возраста являются Домовенок Кузя, Мойдодыр, Карлсон, Незнайка, Чиполлино, Дядя Фёдор, Буратино, Золушка, Кот Матроскин.

 

Значительную роль в детском чтении сохраняют периодические издания. Дети читают следующие журналы: «Принцессы», «3/9 царство», «Супер крылья», «Винкс», «Звери», «Барбоскины», «Смешарики», «Тачки», «Хот вилз».

Конкретные периодические издания, указанные младшими школьниками имеют одну черту, по мотивам этих изданий были сняты фильмы, серии мультфильмов. Дети сначала были заинтересованы этими продуктами визуальной культуры и только потом обратились к журналам, которые интереснее излагают уже известный детям сюжет. Таким образом, мы можем утверждать, что младшие школьники прежде всего ориентированы на продукты визуальной культуры, которые оказывают реальное воздействие на новые поколения. На наш взгляд, развитие мультимедийных средств во многом меняет подходы по привлечению читателей к книге в современном обществе.

Очень радует то, что 66 % детей написали в своих анкетах о том, что компьютер им не заменил книгу/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, несмотря на изменения в окружающей нас действительности, вызванные новыми информационными технологиями, роль книги и чтения по-прежнему актуальна в жизни детей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, гендерные предпочтения, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др., но чтение остаётся для детей необходимым и привычным занятием. Деловое и развлекательное чтение развиваются по законам модернизирующего общества. Задача библиотекарей — отвечать на все запросы читателей, определять тенденции в развитии информационных потребностей и тем самым предвосхищать их выполнение, влиять на комплектование фонда.

Данные исследования позволили  дать рекомендации по поддержке и развитию чтения:

  • использовать разнообразные формы вовлечения детей в осознанное чтение книг, газет, журналов, медиатекстов;
  • развивать и укреплять партнёрские отношения с государственными и общественными организациями, СМИ.
  • работать по программе «Открытый мир чтения»;
  • по завершению работы программы провести повторное исследование по изучению изменений детского чтения в современном информационном обществе;